Максимова Екатерина Сергеевна
Ekaterina Maksimova
Русская артистка балета.
Родилась в Москве 1 февраля 1939 года. С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. В седьмом классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.
В 1958–1988 годах – ведущая артистка балета Большого театра. Великолепное владение классическим танцем, превосходные внешние данные, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой овладеть традиционным репертуаром театра. За ней последовали балеты Жизель (традиционная редакция, музыка А. Адана), Дон Кихот А.А. Горского (музыка Л. Минкуса), Спящая красавица (традиционная редакция, потом редакция Ю.Н. Григоровича, музыка Чайковского) и др. Максимова выступала также в большинстве новых балетов, поставленных в 1960–1970-х годах, в частности в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей (Щелкунчик, 1966; Спартак, музыка А.И. Хачатуряна, 1968, роль Фригии и др.).
Максимова была постоянной партнершей своего мужа, В.В. Васильева, и танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами: Икар (музыка С.М. Слонимского, 1976; Анюта, музыка В.А. Гаврилина, 1986; Золушка, музыка С.С. Прокофьева, 1991). За границей исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара (Ромео и Юлия на музыку Г. Берлиоза), Ролана Пёти (Голубой ангел, на музыку М. Констана), Джона Кранко (Онегин, на музыку Чайковского). С Максимовой работал К.Я. Голейзовский, поставивший в 1960 для неё один из лучших своих номеров – Мазурку на музыку А.Н. Скрябина.
Крест на ее карьере едва не поставила травма позвоночника, которую она получила на репетиции балета "Иван Грозный". Была сложная верхняя поддержка, из которой балерина неудачно вышла. В результате у нее "выскочил" позвонок.
Под вопросом было ее нормальное передвижение. Но она, при помощи мужа и своей силы воли сумела справиться с болезнью. Целый год носила специальный корсет и делала упражнения, разработанные для нее Васильевым. 10 марта 1976 года Екатерина Максимова вновь вышла на сцену Большого. В «Жизели».
Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта – комедийное дарование (Галатея по Пигмалиону Б. Шоу, музыка Ф.Лоу в обработке Т.И. Когана, хореограф Д.А. Брянцев; Старое танго, музыка Когана, хореограф тот же).
Искусство Максимовой и особенно её участие в знаменитом дуэте Максимова – Васильев, запечатленное в телефильме "Дуэт" (1973) и французском видеофильме "Катя и Володя" (1989), пользуется мировым признанием.
В 1980 году Максимова закончила Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).
С 1982 года она начала преподавать на кафедре хореографии этого института классическое наследие и композицию танца (в 1996-м ей присваивают учёное звание профессора).
С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра "Кремлевский балет". С 1998 года - балетмейстером-репетитором Большого театра (солисткой труппы она перестала быть в 1988 году ).
Под руководством Екатерины Максимовой в Большом репетировали Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина, Анна Никулина, Мария Богданович.
Ушла из жизни в ночь на 28 апреля 2009 года в своей московской квартире от сердечной недостаточности. Похоронена 30 апреля на Новодевичьем кладбище столицы.
Автор воспоминаний "Мадам Нет".
призы и награды
Е.С. Максимова - Народная артистка СССР, Народная артистка РСФСР, награждена орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999).
Е.С. Максимова является обладательницей 1-й премии и золотой медали многих международных конкурсов, в том числе: 1-го Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1957); VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959); 1-го Международного конкурса артистов балета в Варне (1964). Она - лауреат многочисленных международных премий. Среди них - премия имени А. Павловой - "Лучшая танцовщица мира" (1969, Парижская академия танца); премия имени М. Петипа - "Лучший дуэт мира" (совместно с В.В. Васильевым; 1972, Парижская академия танца); премия Академии Симба (1984, Италия); премия "Вместе за мир" (1989, Италия); премия имени Джино Тани - "Лучший дуэт" (совместно с В.В. Васильевым; 1989, Италия); премия ЮНЕСКО и медаль имени П. Пикассо (1990).