Анастасия ВОЛОЧКОВА родилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1976 году. Ее призвание определилось в раннем детстве и привело в Санкт-Петербургскую Академию русского балета имени А.Я. Вагановой. Она обратила на себя внимание Наталии Михайловны Дудинской, выдающейся русской балерины и педагога. Будучи ученицей ее класса, Анастасия Волочкова удачно дебютировала на сценах Мариинского и Большого театров. На последнем курсе Академии она стала стажером Мариинского театра и исполнила партии Повелительницы дриад («Дон Кихот») и Одетты-Одиллии («Лебединое озеро»).
Успешный дебют в «Лебедином озере» и одновременно выпускной экзамен принес диплом с отличием и в 1994 году открыл молодой солистке двери Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
В ближайшие четыре года Анастасия Волочкова стремительно накапливает балеринский репертуар: заглавные партии в «Жизели», «Раймонде» и «Жар-птице», Никия («Баядерка»), Китри («Дон Кихот»), Аврора и Фея Сирени («Спящая красавица»), Маша («Щелкунчик»), Медора («Корсар»), Зобеида («Шехеразада»), Зарема («Бахчисарайский фонтан»). Ее театральными педагогами становятся Ольга Моисева, Татьяна Терехова, Инна Зубковская. С труппой Мариинского театра балерина гастролирует в США, Великобритании, Японии, Южной Корее, Франции, Германии, Австрии, Дании, Испании, Италии, Греции, Бельгии, Норвегии, Бахрейне, Канаде, – везде неизменно привлекая к себе внимание зрителя и критики.
В 1998 году следует приглашение в Большой театр России. В марте этого года Анастасия Волочкова дебютирует здесь в партии Царевны-Лебедь («Лебединое озеро», постановка Владимира Васильева). За этой ролью выстраивается ряд других ведущих партий. В классическом репертуаре это, прежде всего, сочинения Мариуса Петипа. Она исполняет Никию («Баядерка», постановка Юрия Григоровича), Раймонду (постановка Юрия Григоровича), Фею Сирени, («Спящая красавица», постановка Юрия Григоровича), Жизель (постановка Владимира Васильева), Повелительницу дриад и Китри («Дон Кихот» балетмейстер А. Горский, постановка А. Фадеечева). Она занята также в современных постановках, первая исполнительница партий Царь-девицы («Конек-горбунок» Р. Щедрина, постановка Николая Андросова) и Императрицы («Русский Гамлет» на музыку Г. Малера и Л.-В. Бетховена, постановка Бориса Эйфмана).
Анастасия Волочкова участница гастролей Большого театра в ряде европейских стран. В эти же годы она начинает самостоятельную гастрольную деятельность. Осенью 1998 года по приглашению Наталии Дудинской она участвует в постановке «Жизели» в Токио в труппе «Нью нэшнл балле». А в декабре 2000 года она танцует в составе труппы Балет Бордо (Франция) партию Авроры в премьерных спектаклях «Спящей красавицы» (постановка Шарля Жюда по М. Петипа).
Анастасия Волочкова постепенно создает сольную концертную программу. Поводом к тому послужило ее участие в 1996 году в Международном конкурсе артистов балета и хореографов имени Сержа Лифаря в Киеве. Для выступления потребовался номер современной хореографии. Так возникает «Гибель богов. Вилиса» на музыку Генри Перселла, поставленный Эдвальдом Смирновым и ставший впоследствии очень популярным, балерина постоянно включает его в свои программы. В тот год в Киеве Анастасия Волочкова становится лауреатом конкурса Лифаря, ей вручается Золотая медаль.
Анастасия Волочкова увлечена концертной деятельностью и начинает посвящать ей много сил и времени. Ее сольная программа быстро расширяется, она создается в содружестве с хореографами разных стран: Эдвальд Смирнов, Александр Урсуляк, Юрий Хисамов, Дмитрий Брянцев, Миду эль Гохари, Ренато Занелла, Тони Пауэл, Владимир Анжелов, Дана Тай Сун, Хосе Антонио, Вэл Канипароли, Кеннет Греф. В программу также входят классические сочинения русских балетмейстеров – Михаила Фокина, Мариуса Петипа и классиков балета ХХ века – Джона Ноймайера, Фредерика Аштона. Ее выступления, часто благотворительные, проходили на сценических площадках Москвы и Санкт-Петербурга, в Саратове, Риге, Киеве, Донецке, Ростове, Твери, Перми, Воронеже, Йошкар-Оле, Донецке, Харькове, Львове, Одессе, Днепропетровске, Минске, Краснодаре; а также в Лондоне, Париже, Афинах, Гетеборге, Лозанне, Софии, Нью-Йорке. В июле 2002 года Анастасия Волочкова представляла свою концертную программу на международном фестивале искусств в Сполето (Италия).
Весной 2000 года Анастасия Волочкова принимает участие в балетном конкурсе в Сен-Пельтене (Австрия) и становится обладательницей приза «Золотой лев» – «самой талантливой балерине Европы». В 2000 году она вынуждена покинуть Большой театр.
Балерина приглашается на постановку балета «Спящая красавица» в Английский Национальный Балет. Известный хореограф Дерек Дин специально для Анастасии заново сочиняет образ Феи Карабос, расширив ее до главной партии. Балет исполняется на сцене Королевского Альберт-Холла и становится событием в театральной жизни Лондона; появление русской балерины активно обсуждает пресса.
Интерес к ней влечет за собой ее следующие гастроли в Лондоне в 2001 году, когда вместе с концертной программой (с театром «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева) Волочкова предстает в «Кармен-сюите» на музыку Ж. Бизе-Р. Щедрина в хореографии Альберто Алонсо. Некогда знаменитый спектакль из репертуара Большого театра, поставленный для Майи Плисецкой, переходит с ее согласия к Анастасии Волочковой.
В 2001 году по требованию хореографа Юрия Григоровича к дирекции Большого театра Анастасия Волочкова вновь приглашается на эту сцену, чтобы участвовать в постановке балета «Лебединое озеро». Возвращение балерины в Большой и исполнение партии Одетты-Одиллии в марте 2001 года имеет беспрецедентный резонанс в критике и прессе, способствует ее огромной популярности и успеху дальнейших проектов в России. Интерес к личности Анастасии Волочковой выходит за рамки балетного сообщества и становится всеобщим.
В 2002 году в биографии известной балерины Анастасии Волочковой происходит приятное и явно заслуженное событие — она становится Заслуженной Артисткой России. В 2003 году Анастасия Волочкова за свою постоянную благотворительную помощь детям сиротам, детям, живущим в детдомах и сиротских приютах, получила медаль Петра Великого за благотворительную деятельность.
В 2003 году администрация Большого театра откзывается подписать очередной контракт на год, ограничиваясь четыремя месяцами. Волочкова в ответ обращается в судебные инстанции и поднимает полемику о правомочности такого решения в СМИ. В сентябре 2003 года балерина была официально уволена из труппы. Формальным поводом стало то что балерина не соответствует требованиям физической формы и ей невозможно подобрать партнёра. Евгений Иванченко, единственный партнёр балерины, получив травму, уволился из театра.
Заслуженная артистка России Анастасия Волочкова за последние полтора года дала более 200 сольных концертов со своей удивительно красивой и трогательной программой «Новеллы о любви». Ей рукоплескали концертные площадки России, Украины, Казахстана, стран Прибалтики и дальнего зарубежья.
Анастастасия также активно гастролирует по миру в составе театра балета Юрия Григоровича, в котором она является прима-балериной.
«Мне всегда было интересно попробовать себя в самых разных областях», - утверждает Анастасия Волочкова –«в рамках просто балерины мне уже тесно». В 2008 г. Анастасия приступила к созданию сети школ творческого воспитания, первая из которых откроется осенью 2009 г. в Беслане. А в апреле этого года Волочкова приняла участие в выборах мэра Сочи. Ее первый шаг в большую политику не принес ей кресло мэра города, однако, она не намерена останавливаться.
Недавно, вместе со своей дочерью Ариадной, Анастасия Волочкова спела детскую песню «Цып-Цып-Цып», которая войдет в первый сольный альбом певицы Анастасии Волочковой.
******************************************************************